…а также мистика, детективы, статьи и публикации… Добро пожаловать в мой мир!

Конец учебного года.

Достигнуты ли цели обучения?

Конец учебного года. Можно поговорить и о школе. О том, что сейчас происходит в школах, я знаю не понаслышке — через сына и его друзей, которые учатся все в разных школах и даже классах.

Что касается объема и набора знаний — общий набор дается. Даже, довольно развернутый. Программа обучения насыщенная, доступная и очень содержательная. При этом бесплатная, что немаловажно, и одна из лучших в мире. Только учись и  радуйся.  Учащийся может себе составить представление о том, что, как и почему в этом мире. Значит, казалось бы, цели обучения должны быть достигнуты. Но тут в образовательный процесс вмешиваются социальные факторы. Один из них — это атмосфера, царящая в классе, другими словами, отношения Ученик-Ученик.

Атмосфера в классе – серьезный вопрос, который нельзя обойти. Атмосфера класса зависит от учеников — кто, так сказать, захватил власть, кто в стороне, а кто откровенный «подпевала». Повлиять на эту атмосферу под силу и в компетенции классного руководителя. Но он, ведь, тоже человек. У него свои взгляды на мир. И в соответствии с этими взглядами он и влияет на политику класса. И вот здесь он может влиять не совсем правильно, что часто мешает учебному процессу. Кто-то сторонник жесткого режима, твердых незыблемых правил, считающий, что у учащихся еще «нос не дорос». А кто-то, напротив, за невмешательство в отношения внутри класса и вообще за демократию и свободу слова.

Тем не менее, для детей, растущих и формирующихся личностей, важен особый подход, ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД. Очень важно не унизить ученика, не сломать его, не уничтожить на корню его стремления, важно развить и поддержать его таланты.

Особенно следует быть внимательными в отношении даровитых учеников. Как известно, именно эти дети особенно легко ранимы и уязвимы. Они нерешительные и сомневающиеся. Да и физическое здоровье таких ребят не редко оставляет желать лучшего. Они не вожди и не лидеры, держатся закрыто, в стороне, и даже кажется, будто противопоставляют себя остальной части класса. В них словно заключена какая-то загадка, которая притягивает поначалу смелых, бойких и разбитных ребят из класса. Но дружбы, как правило, не получается — они на разных полюсах, точнее даже, они из разных миров, с разными интересами и говорят на разных языках. Возникает непонимание. Непонимание, как известно, вызывает недоверие, далее страх и часто агрессию. И если взрослые уже научились справляться с неприязнью к «Иным», то детская психика еще не подготовлена. Хорошо, если неприязнь так и останется неприязнью. Хуже, если это выльется в агрессию. И уж совсем плохо, если дело дойдет до открытого противостояния или «булинга» (по-нашему, просто травля). И вот здесь учителю уже на самом раннем этапе нужно не упустить момент, и все всем правильно разъяснить, успеть вмешаться, пока не поздно, пока еще не нанесена непоправимая травма чьей-то детской душе. Потому что, если дело дойдет до булинга в классе, то грош цена его классному руководителю. И не просто грош цена. Я бы судила. По уголовной статье о нанесении ущерба моральному и физическому здоровью несовершеннолетнего. Думаю, так было бы справедливо. Поэтому учитель должен стоять посреди связки Ученик-Ученик и грамотно корректировать эти отношения.

Еще один важный социальный фактор, влияющий на образовательный процесс, это отношения Учитель-Ученик.

Психология утверждает, что девяносто процентов детей запрограммированы на то, чтобы перенять модель поведения близкого взрослого. Вспомните, как девочки играют в дочки-матери, повторяя куклам слова, которые им говорят мамы. Но не только у родителей дети копируют модели поведения. Приходя в школу, они снимают шаблоны и с учителей. И вот именно об этом каждый учитель должен помнить. И следить за своими словами (а не только за словами учеников). Ребенка обмануть легко. На него легко «надавить», его легко заставить. Но так же и легко обидеть и нанести незабываемую психологическую травму, или просто оставить неприятный след в душе.

Приведу пример на своем сыне. Кстати, у него тогда была очень хорошая школа, раньше такие назывались образцовыми. Так вот, еще в четвертом классе как-то учительница по математике на какой-то его ответ воскликнула: ну что за тупой ребенок! Вот такая резкая женщина. А мой сын больше не пошел ни на один ее урок. Как я ни уговаривала. Сама уговаривала его, но чувствовала, что не права. Он сказал еще тогда, что его не может ничему научить человек, которого он не уважает. Кто-то из учителей может сказать: ученик должен уважать учителя хотя бы за то, что это его Учитель. Но я, будучи сама учителем, не соглашусь. Если человек работает учителем, ему должны за это платить деньги, а вот уважение — его нужно заслужить. И для того, чтобы кого-то научить, нужно стать авторитетом, завоевать доверие. Иначе любая думающая личность будет ставить информацию от учителя под сомнение.

Быть Учителем – великая заслуга, большая честь, но и большая ответственность. Мы проносим память о своих школьных учителях через всю жизнь. И то, какими будут эти воспоминания, зависит от учителя. Если мы помним справедливого, хоть и строгого, честного, открытого, знающего предмет и увлеченного им Учителя, разве не означает это, что цели обучения достигнуты?

Rear view of elementary school pupils running outside

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s