…а также мистика, детективы, статьи и публикации… Добро пожаловать в мой мир!

Заметка

Нужна ли душа если она есть?

1280x960_Fantasy_0333Недавно стала свидетелем следующего разговора между учителем и учеником.
Учитель:
— Ты не написал сочинение на заданную тему.
Ученик:
— Мне не пришлась эта тема к душе.
Учитель:
— Душа тут не причем. Надо было просто написать сочинение.
Ученик:
— Душа везде «причем». Все нужно делать с душой.
Учитель:
— На самом деле все не так.
Ученик:
— Ну, вот потому у вас все и «не так», потому что не с душой.

Здесь, на самом деле,ученику, как я поняла, почему-то была дана одна заданная тема для сочинения, что, по идее, не правильно. Но это уже второстепенный вопрос.

Меня удивил ответ учителя. Или, правильнее сказать, НЕ удивил — у меня бывали такие же учителя. И расстроил. И даже возмутил. Как может учитель быть таким не искренним!

Да, конечно, учитель правильно объяснил ученику, что часто в этой жизни приходится делать вещи не от души. Но почему же он не добавил, что это, вообще-то, НЕ ПРАВИЛЬНО.

Может, потому, что ученик тогда задал бы ему вопрос:

— Так почему же вы меня учите не правильным вещам?

Получается, что этот учитель учит ученика не правильному, но удобному, тому, что есть сейчас, а не чему-то лучшему, чего нет, но должно быть, МОЖЕТ быть, если все станут стремиться к этому. Однако в данном случае, мне показалось, что учитель как раз наоборот, угнетает стремление ученика вкладывать душу в свое творчество, и навязывает ему бездушные автоматические действия. И это подавляет индивидуальность, зато умножает ханжей и лицемеров. И приспособленцев.

И пока так будет, мир наш к лучшему не изменится (это не высокопарное выражение, я действительно так думаю).

А многие мне возразят:

— Да и зачем его менять? Живем же, ну и живем.

Да разве ЖИВЕМ? Так, просто повторяем набор движений, схем, мыслей, навязанных нам с детства. Потому что, когда нужно было при первых шагах поддержать творческие стремления, нам сказали: «Не высовывайся. Ты что, лучше всех? Особенный, что ли? Вот ТАК НАДО делать». И мы стали делать, как надо, а не как хотела душа.  А кому – надо? Точнее, ЗАЧЕМ – НАДО? Потому что где-то без этого «надо» двигатель не заведется? Заведется! Всегда найдется тот, кто захочет просто заводить двигатель, их гораздо больше, чем тех, кто захочет завести этот самый двигатель с душой. Но, согласитесь, последний сделает это с большей пользой.

От тех же учителей я еще в школе часто слышала, думаю, не только я одна, все мы это слышали и не однократно, в ответ на заявление ученика, что он что-то не хочет делать:

— Да мало ли, чего ты хочешь, или не хочешь – НАДО. Я тоже, знаешь ли, не очень хочу приходить сюда и учить вас, лоботрясов. Но есть такое понятие, как «надо». Надо.

Вот и спрашивается, надо ли, чтоб учил такой учитель, и чему он научит? Наверное, тому, чтобы притворяться, мириться с тем, что «надо», подавлять в себе «хочу».

И снова кто-то захочет возразить мне, мол, мало ли чего может захотеться, если волю дать, и т.п. А я отвечу, что не стоит считать, что человек изначально плохой и ему вредно давать волю. Плохое в человеке появляется, скорее всего, оттого, что его с  самого детства этой воли лишают. С самых первых дней – родители. Разве не часто мы слышим от мам, гуляющих со своими малышами: «НЕЛЬЗЯ»? Я вдумываюсь, а почему – нельзя? Вроде ребенок и не делал ничего такого… А это потому, что мамы изначально запрограммированы, чтобы автоматически повторять это «нельзя». Потому что и их мамы повторяли то же самое. И если спросить ( мне так хочется иногда в лоб спросить ): «Почему нельзя-то?»  — ответ будет: «Потому что» или «Не положено». К сожалению, их дети вскоре перестанут интересоваться, кем положено, куда положено и почему. Неудовлетворенный интерес погаснет, умрет, заглохнет. И придет время, когда они будут повторять, не задумываясь, и своим детям «нельзя» да «не положено».

А все потому, что без души (не научены — с душой). Не потому что «хочу», а потому что «надо».

Кстати, что касается меня, то я на вопросы ребенка не спешила бы отвечать, а сначала поинтересовалась, как он сам думает – нужно будить, развивать, воспитывать мыслительный процесс. А потом осторожно поправляла бы, если ответ не совсем правильный. Так заодно ребенок научится задавать вопросы – вдумчиво, а не автоматически, как это часто бывает (сплошное «почему», лишь бы что-то говорить), потому что над ответом к своему вопросу ему же самому в первую очередь придется подумать.

Но это уже лирическое отступление…

В общем, не стоит недооценивать, а то и вовсе игнорировать, творческие стремления растущего поколения. Почему бы не доверять нашим детям?

Потому что мы не доверяем сами себе? Или потому что, вместо того, чтобы воспитывать их и общаться с ними, мы падали от усталости после работы, на которую ходили, потому что это кому-то «надо»? Или мы боимся их желаний? Боимся узнать, чего же они хотят на самом деле, потому что это может абсолютно не совпадать с пресловутым «надо», а мы даже не знаем, что в этом случае делать?

А, может, все гораздо хуже? Ведь, если мы начнем задумываться над вопросами наших детей, а не отвечать автоматически, лишь бы они не приставали к нам, если мы станем правильно отвечать на их вопросы, признавать свою неправоту, быть искренними, учить их лучшему, а не тому, что уже есть (что наваяли мы), не бояться, что они подвергнут сомнению наши учения и истины, то так может исчезнуть само понятие «надо»,  которым все еще прикрываемся дома и в школе и за которое мы все так крепко держимся.

Боимся, что если не запрограммируем детей с рождения на это «надо», то они начнут задавать вопросы, на которые у нас не будет ответов? Или еще больше боимся того, что, не найдя ответов у нас, они начнут искать их сами. И тогда поймут, что мы им лжем. А мы потеряем контроль над ними. Потеряем свои нерушимые авторитеты. И уважение. А этого нельзя допустить. Потому что каждый ребенок должен уважать своего родителя.

А почему, собственно, должен? Может потому что, если не будет должен, то и уважать будет не за что?

Ах, да, конечно! Потому что так НАДО.

Этакие надо-зомбики. Работаем, потому что надо. Женимся, потому что надо. Рожаем, воспитываем, учим, кормим, заботимся и лжем потому что надо. Любим, потому что надо?

И живем, потому что НАДО.

А не потому, что ХОЧУ.

0455По всему этому поводу вы можете справедливо спросить, а что же конкретно делать в этой ситуации, как решать проблему?

Во-первых, отмечу, что никого не обвиняю, никого не хочу обидеть и, тем более, оскорбить. Учителя не виноваты — их самих так учили.

А, во-вторых, отвечу. Нужно уже перестать мыслить шаблонами и навязанными стандартами, и забыть это слово «надо», а, если и не забыть, то хотя бы задаться вопросом, зачем и кому это надо.

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s